Вернуться к Экранизации

Красные башмачки (The Red Shoes)

Оригинальное название: The Red Shoes
Жанр: мюзикл, мелодрама
Формат: цветной, полнометражный
Режиссеры: Майкл Пауэлл (Michael Powell), Эмерик Прессбургер (Emeric Pressburger)
Авторы сценария: Ханс Кристиан Андерсен, Эмерик Прессбургер (Emeric Pressburger), Майкл Пауэлл (Michael Powell), Кит Винтер (Keith Winter)
Актеры: Мойра Ширер (Moira Shearer), Мариус Горинг (Marius Goring), Антон Уолбрук (Anton Walbrook), Леонид Мясин (Lеonide Massine), Роберт Хелпманн (Robert Helpmann), Альберт Бассерманн (Albert Bassermann), Людмила Черина (Ludmilla Tcherina), Эсмонд Найт (Esmond Knight) и другие
Оператор: Джек Кардифф (Jack Cardiff)
Композитор: Брайан Исдэйл (Brian Easdale)
Художник-постановщик: Хейн Хекрот (Hein Heckroth)
Художник по костюмам: Хейн Хекрот (Hein Heckroth), Артур Лосон (Arthur Lawson)
Монтаж: Реджинальд Миллз (Reginald Mills)
Продюсеры: Майкл Пауэлл (Michael Powell), Эмерик Прессбургер (Emeric Pressburger), Джордж Р. Басби (George R. Busby), Джордж Р. Басби (George R. Busby)
Длительность: 2 часа 15 минут
Язык: английский
Страна: Великобритания
Производство: кинокомпания Pinewood Studios
Год: 1948
Премьера: 22 июля 1948 года

«Красные башмачки» (англ. The Red Shoes) — известный британский художественный фильм о мире балета. Был снят в 1948 году по собственному сценарию режиссерами Пауэллом и Пресбургером. Примерно 20 минут экранного времени занимает «рассказ внутри рассказа» — модернистский балет на сюжет сказки Андерсена «Красные башмачки». Главные роли в фильме исполняют мастера классического танца — Мойра Ширер, Леонид Мясин, Роберт Хелпман и Людмила Черина. Фильм «Красные башмачки» считается вершиной творчества тандема Пауэлл-Пресбургер и одним из наиболее значительных свершений в истории британского кино.

Сюжет

Сюжет фильма вдохновлен историей взаимоотношений Сергея Дягилева и начинающей британской балерины Дианы Гулд (впоследствии жены Иегуди Менухина). Место Дягилева в фильме занимает Борис Лермонтов — одержимый искусством импресарио. Для самореализации ему нужна такая балерина, которая поставит крест на своей личной жизни, сублимируя на сцене свой нереализованный творческий потенциал.

Именно такой балериной для него становится юная Вики Пейдж. В театре Монте-Карло Лермонтов ставит насыщенный мистикой и экспрессионизмом балет «Красные башмачки» о том, как страсть к танцу становится причиной смерти танцовщицы. Главную роль в балете исполняет вики Пейдж. Новая постановка Лермонтова производит в балетном мире настоящий фурор. Но вскоре все начинает рушиться, ведь талантливая балерина влюбляется в композитора Джулиана Крастера, автора балета. Разозленный Лермонтов требует, чтобы Крастер покинул труппу. Вики уезжает вместе с ним.

Спустя некоторое время Вики понимает, что балет — ее призвание, она не может жить без танца. Втайне от мужа она приезжает в Монте-Карло. Лермонтов убеждает ее еще раз выйти на сцену в «Красных башмачках». Перед началом спектакля в театр прибывает Крастер. Героиня разрывается между жаждой танца и любовью к мужу. Лермонтов и Крастер — словно двойники — требуют от нее сделать окончательный выбор в пользу одного из них. Разрываемая противоположными чувствами, Вики теряет голову и, выскочив из театра на ярко-красных пуантах, бросается под поезд. Ее последние слова: «Снимите с меня красные башмачки».

В ролях

  • Антон Уолбрук (Boris Lermontov) — Борис Лермонтов
  • Мариус Горинг (Marius Goring) — Джулиан Крастер
  • Мойра Ширер (Moira Shearer) — Виктория Пейдж
  • Роберт Хелпманн (Robert Helpmann) — Иван Болеславский
  • Альберт Бассерманн (Albert Bassermann) — Сергей Ратов
  • Леонид Мясин (Lеonide Massine) — Гриша Любов
  • Эсмонд Найт (Esmond Knight) — Ливи
  • Остин Тревор (Austin Trevor) — Профессор Палмер
  • Ирэн Браун (Irene Browne) — леди Нестон
  • Хэй Петри (Hay Petrie) — Буассон
  • Эрик Берри (Eric Berry) — Дмитрий
  • Дерек Эльфинстон (Derek Elphinstone) — Лорд Олдхэм
  • Людмила Черина (Ludmilla Tchеrina) — Ирина Боронская
  • Мари Рамбер (Marie Rambert) — Мадам Рамбер
  • Мишель Базальгетт (Michel Bazalgette) — М. Ридо
  • Марсель Понсен (Marcel Poncin) — М. Буден
  • Ивонн Андре (Yvonne Andre) — Вики Дрессер
  • Джой Роулинз (Joy Rawlins) — Гладис, подруга Вики
  • Джин Шорт (Jean Short) — Терри
  • Гордон Литтманн (Gordon Littmann) — Айк
  • Джулия Ланг (Julia Lang) — балетоман
  • Билл Шайн (Bill Shine) — ее друг
  • Джерри Верно (Jerry Verno) — хранитель сцены
  • Алан Картер (Alan Carter) — солист балета
  • Джоан Харрис (Joan Harris) — солист балета
  • Джоан Шелдон (Joan Sheldon) — балерина
  • Паула Даннинг (Paula Dunning) — балерина
  • Брайан Эшбридж (Brian Ashbridge) — танцор
  • Денис Кэри (Denis Carey) — танцор
  • Линн Дорвал (Lynne Dorval) — балерина
  • Хелен Франс (Helen Ffrance) — балерина
  • Роберт Дорнинг (Robert Dorning) — танцор
  • Эдди Гайяр (Eddie Gaillard) — танцор
  • Пол Хаммонд (Paul Hammond) — танцор
  • Томми Линден (Tommy Linden) — танцор
  • Триша Линова (Trisha Linova) — балерина
  • Анна Маринова (Anna Marinova) — балерина
  • Гай Мэсси (Guy Massey) — танцор
  • Джон Риган (John Regan) танцор
  • Пегги Сейджер (Peggy Sager) — балерина
  • Рут Сендлер (Ruth Sendler) — балерина
  • Хильда Гонт (Hilda Gaunt) — концертмейстер

В эпизодах

  • Невилл Астор (Neville Astor)
  • Эдмон Одран (Edmond Audran)
  • Марк Бэринг (Mark Baring)
  • Питер Бейлисс (Peter Bayliss)
  • Майкл Бэйстон (Michael Bayston)
  • Леонард Буше (Leonard Boucher)
  • Робин Бернс (Robin Burns)
  • Энн Байатт (Anne Byatt)
  • Джой Камден (Joy Camden)
  • Джек Картер (Jack Carter)
  • Элизабет Кристи (Elizabeth Christie)
  • Мишель де Лис (Michelle de Lys)
  • Джейн Фишер (Jane Fischer)
  • Питер Фиск (Peter Fisk)
  • Глэдис Форрестер (Gladys Forrester)
  • Донато Форте (Donato Forte)
  • Ричард Джордж (Richard George
  • Грета Грейсон (Greta Grayson)
  • Одри Харман (Audrey Harman)
  • Памела Харрингтон (Pamela Harrington)
  • Жан Эбей (Jean Hеbey)
  • Сюзанна Джеммет (Suzanne Jemmett)
  • Барри Клэр (Barry Klare)
  • Джоан Леман (Joan Lehman)
  • Джойс Линден (Joyce Linden)
  • Чарльз Лиснер (Charles Lisner)
  • Грэм МакКормак (Graham MacCormack)
  • Энид Мартин (Enid Martin)
  • Дениз Меррум (Denise Merrum)
  • Елена Младова (Helene Mladova)
  • Патрисия Норман (Patricia Norman)
  • Ивонн Олена (Yvonne Olena)
  • Коллин Патрик (Collin Patrick)
  • Филипп Перротте (Philippe Perrottet)
  • Лесли Филлипс (Leslie Phillips)
  • Эмерик Прессбургер (Emeric Pressburger)
  • Джеки Смитерс (Jackie Smithers)
  • Саксон Стобарт (Saxon Stobart)
  • Маргарет Тейт (Margaret Tate)
  • Мета Томас (Meta Thomas)
  • Джон Тор (John Tore)
  • Патрик Тротон (Patrick Troughton)
  • Глэдис Уолтон (Gladys Walton)
  • Элизабет Уэст (Elizabeth West)
  • Джордж Вудбридж (George Woodbridge)
  • Энн Вуллиамс (Anne Woolliams)
  • Марния Зарина (Marnia Zarina)

Интересные факты

Прессбургер начал работать над сценарием «Красных башмачков» в 1934 году по просьбе Александра Корды, самого влиятельного в то время британского кинодеятеля. Они планировали перенести на экран историю безумия великого танцора Нижинского, чью личную жизнь пытался контролировать властный Дягилев. Главную женскую роль Корда планировал отдать своей жене Мерл Оберон. Предполагалось, что роль Нижинского исполнит Леонид Мясин. Однако вскоре после начала Второй мировой войны проект был свернут, по причине недостатка финансирования и развода Корды с Оберон. После войны Прессбургер выкупил у Корды все права на него и написал новый сценарий в духе викторианского бестселлера Джорджа Дюморье про гипнотизера Свенгали и покорную его воле певицу Трильби.

* * *

По словам Пауэлла, на роль Лермонтова требовался актер нетрадиционной сексуальной ориентации, способный сыграть свою роль страстно и убедительно. Режиссерам такой актер был известен — их талисманом считался австриец Антон Уолбрук. По мнению Дэйва Кера, Уолбрук наиболее мощно воплотил встречающуюся во многих лентах британского тандема фигуру зловещего волшебника.

* * *

Значительная часть съемок проходила на Лазурном берегу (в частности, на вилле Леопольда). Балет «Красные башмачки», вставленный в середину фильма, Паэулл и Прессбургер считали своим лучшим достижением и не скупились на дорогостоящие художественные эффекты.

* * *

В первых сценах фильма показан лондонский театр «Ковент-Гарден»

* * *

Британская публика встретила новый фильм довольно равнодушно, а кинокритики разнесли его в пух и прах как нечто совершенно оторванное от реальности. Однако в Америке «Красные башмачки» были приняты с восторгом. Некоторые кинотеатры Нью-Йорка не снимали фильм с проката на протяжении почти двух лет. Фильм впервые открыл для многих рядовых американцев, уставших от тягот войны и депрессии, далекий и красочный мир классического балета.

* * *

Под впечатлением от успеха в Нью-Йорке студия Universal в 1951 году выпустила «Красные башмачки» в общенациональный прокат. Лента Пауэлла и Прессбургера выдвигались на «Оскар» в 5 номинациях (включая «лучший фильм») и победила в двух. Почти 40 лет ни один британский фильм не мог сравниться с «Красными башмачками» по кассовым сборам в США. Среди любителей балета картина стала культовой. Богема по обе стороны Атлантики в подражание Лермонтову стала носить темные очки, причем даже в пасмурную погоду.

* * *

Влияние «Красных башмачков» на развитие американского киномюзикла называют революционным. Прежде чем приступить к экранизации «Американца в Париже», Джин Келли заставил свою съемочную группу 15 раз просмотреть фильм о Вики Пейдж. После этого в голливудские мюзиклы пришла мода на продолжительные танцевальные номера полуабстрактного свойства (классический пример — в финале «Поющих под дождем»). Множество отсылок к «Красным башмачкам» содержит поставленный в 1975 году на Бродвее мюзикл «Кордебалет».

* * *

Скорсезе называет «Башмачки» одним из лучших примеров использования цвета в истории кино и относит к числу своих любимых фильмов. Он проводит неожиданную, на первый взгляд, параллель между «Красными башмачками» и «Бешеным быком»: оба фильма — о беззаветной преданности своему делу и о том, как профессия меняет личность главного героя. Режиссера особенно восхищает сумрачность британского текниколора и характерная для него неестественность красок: «изумительный грим около глаз и такая красная, красная помада… это так прямолинейно!» Другие известные почитатели фильма в Голливуде — Брайан Де Пальма и Фрэнсис Форд Коппола.

* * *

Под впечатлением от фильма Кейт Буш написала песню и альбом The Red Shoes (1993). Эта музыка прозвучала в короткометражном музыкальном фильме «Линия, крест и кривая», где вместе с Буш сыграли Миранда Ричардсон и Линдси Кемп.

* * *

В 1993 году автор «Поющих под дождем» Стэнли Донен поставил в бродвейском театре Гершвина мюзикл «Красные башмачки» на музыку Жюля Стайна.

* * *

Нашумевший в 2010 году фильм «Черный лебедь», за который Натали Портман была удостоена «Оскара», по мнению ряда кинокритиков, представляет собой обновленную версию «Красных башмачков». Характерно название статьи в журнале New Yorker — «Черный лебедь в красных башмачках».

Постер к фильму Красные башмачки (Великобритания, 1948)

Постер к фильму Красные башмачки (Великобритания, 1948)

Постер к фильму Красные башмачки (Великобритания, 1948)

Постер к фильму Красные башмачки (Великобритания, 1948)