Вернуться к Память

Королевский театр Дании в Копенгагене

В 1819 году четырнадцатилетний Ханс Кристиан Андерсен покинул родной город Оденсе, чтобы стать актером в Столице Дании — Копенгагене. В своих воспоминаниях он рассказывал, что в первый же день он отправился к Королевскому театру: «Я обошел здание, рассмотрел его со всех сторон и от всего сердца обратился к Господу с мольбой сделать так, чтобы я оказался допущенным в этот мир и у меня хватило способностей стать хорошим актером». Несмотря на то, что стать актером Андерсену было не суждено, в его жизни Копенгагенский Королевский театр сыграл большую роль. Некоторое время Ханс Кристиан занимался в балетной труппе при театре, пел в хоре, и даже несколько раз выступал на сцене в массовке.

Когда стало ясно, что актерская карьера не складывается, Андерсен начал писать пьесы для театра. Начинающего драматурга заметили влиятельные люди в дирекции театра, ему помогли получить образование. Директор театра статский советник Йонас Коллин взял юного Андерсена под опеку, его отправили в гимназию. Получив аттестат зрелости и пройдя курс обучения в университете, Андерсен посвятил себя творчеству. Пьеса Андерсена «Любовь на башне св. Николая» была поставлена в театре в 1829 году и прошла с большим успехом, окрылившим автора, и в 1830-х —1840-х годах он, к отчаянию дирекции, заваливал Королевский театр оперными текстами, опереттами, водевилями и комедиями. Несмотря на то, что большую часть этих произведений дирекция не принимала, некоторые из все же них были поставлены.

Всего в Королевском театре было поставлено четырнадцать оригинальных пьес Андерсена. Из них четыре имели большой успех («Любовь на башне св. Николая», «Невидимка в Спроге», «Мулат», «Первенец»), шесть были приняты довольно хорошо; только четыре полностью провалились. После провала пьесы «Г-н Расмуссен» Андерсен покинул Королевский театр. Вместо него он обратился к возникшему в 1848 году театру «Казино» на Амалиегаде, где надеялся завоевать широкие слои зрителей из народа. В 1849 и в последующие годы он написал для народного театра несколько сказочных комедий («Дороже жемчуга и злата», «Бузинная матушка» и «Оле Лукойе»). Наконец, после длительного перерыва, в 1864 и 1865 годах в Королевском театре поставили две комедии Андерсена.

История Королевского театра Дании

Королевский театр (дат. Det Kongelige Teater), а за пределами Дании — Королевский театр Дании первый национальный театр Дании, основанный в XVIII веке; крупнейший в стране. Театр был создан 27 апреля 1770 года рескриптом о преобразовании Городского театра, находившегося в ведении копенгагенского магистрата, в Королевский. С конца XVIII до середины XIX века театр был одним из главных центров художественной жизни Копенгагена. С 1848 года в здании театра была открыта организация под управлением датского министерства культуры, занимающаяся обеспечением и контролем над постановками спектаклей, которая также носит название Датского королевского театра.

В марте 1720 года при поддержке французского инженера и виноторговца Этьена Капиона в Копенгагене открылся Дом Театра. Однако ввиду того, что постановки были в основном на французском и немецком языках, король Дании Фредерик IV запретил эту деятельность. Тогда Капион договорился с французским актером и театральным постановщиком Рене Монтегю о создании сцены, где могли бы играть на датском языке. Открытие Датской сцены произошло 23 сентября 1722 года, и первой постановкой была переведенная комедия Мольера «Скупой, или Школа лжи». В период с 1722 по 1728 годы в жизни театра деятельную роль принял Людвиг Хольберг, который участвовал в наборе труппы, занимался постановками, а его комедии составили основу репертуара театра. Вскоре после «Скупого» на Датской сцене состоялась премьера комедии Хольберга «Оловянщик-политикан» (дат. Den politiske Kandestöber, иногда также — Жестянщик-политикан).

В 1727 году Капион обанкротился, в 1728 году театр был закрыт по приказу короля. В время пожара в Копенгагене в 1728 году здание театра сгорело, а с приходом к власти в 1730 году Кристиана VI, который был противником массовых развлечений, восстанавливать театр не стали. Известно, что в этот период спектакли ставились в домах любителей драматического искусства. После коронации Фредерика V театр смог выйти из подполья, что позволило вновь собрать старую команду Капиона и Хольберга. Восстановление началось с 1747 года спектаклями и постановками в разных местах города.

11 ноября 1747 года Фредерик V издал указ о строительстве в Копенгагене театра на Королевской площади. Архитектором стал Николай Эйгтвед, имевший с 1735 года звание градостроителя. Он завершил строительство в рекордные сроки: первый камень в фундамент был заложен 4 июля 1748 года, а открытие состоялось уже 18 декабря того же года. Строительство и финансирование Королевской датской сцены, как окрестили театр, шло за счет магистрата. После кризиса 1769—1770 годов финансирование театра было ограничено. Кристиан VII, любивший театр, решил оказать ему поддержку. И 1 ноября 1772 года театр, перешедший под эгиду королевской семьи, стал Королевским уже в буквальном смысле. Были наняты должностные лица, подчиненные непосредственно королю, занимающиеся распределением средств, и театр перешел в ведение Министерства двора.

Театр был рассчитан на 600 зрителей, и вскоре оказался слишком мал, чтобы вместить всех желающих. В 1749 году в здании была проведена внутренняя модернизация, которая позволила освободить место для оперных декораций и увеличить число зрительских мест. Недостаток места и аварийность здания привели к тому, что в 1772 году было принято решение о его серьезной реконструкции. Архитектор Каспар Харсдорф сделал здание нового театра выше, был расширен вход. И хотя театр открылся (так, 26 марта 1773 года в театре прошла премьера сатирической пьесы Йохана Весселя «Любовь без Чулок», 1772 года), однако строительство не было завершено до конца, ремонтные работы велись вплоть до 1792 года. В 1837 году были убраны боковые стены здания, за счет чего расширили зрительный зал. В 1855 году сцену демонтировали и заменили на большую. В 1857 году пространство сцены было увеличено снова, чтобы освободить место для новых декораций и занавеса. Занимался этим архитектором Нильс Небелонг.

В конце концов, постоянные перестройки привели к тому, что здание пришло в аварийное состояние. Разговоры о новом здании театра велись еще с 1857 года, но комиссия по этому вопросу была созвана только в 1867 году (так получилось, что по соседству был как раз снесен дом, и у комиссии не возникло проблем с выбором нового места для театра). В 1871 году был объявлен конкурс. Первый камень в фундамент нового здания был заложен 18 октября 1872 года, а торжественное открытие состоялось только 15 октября 1874 года. Задержка была вызвана перерасходом бюджетных средств, что привело к импичменту нескольких министров. Только в 1883 году новое здание театра должным образом было украшено внешне, благодаря финансированию фонда Карлсберга. Новое здание содержало всего одну сцену, было рассчитано на 1600 мест и имело специальную ложу для монарха.

Королевский театр Дании. Гравюра 1730-х годов

Здание Королевского театра архитектора Эйгтведа, 1748 год

Здание Королевского театра в период между 1837 и 1855 годами

Постройка нового здания Королевского театра (слева), 1873 год

Королевский театр Дании, 2009 год