Первая «Хонда CR-V», дебют которой состоялся в 1995 году, оказалась очень удачной машиной. Спрос на новинку превзошел самые смелые ожидания. Через три года модель была представлена на всех основных рынках, а через пять лет в мире было продано более миллиона CR-V.
Европа традиционно не самый большой рынок полноприводных автомобилей: на них приходится здесь 2,5-3,5% от всех продаваемых машин. По прогнозам маркетологов, к 2005 году их доля составит 3% или примерно 500 тыс. шт. В лучший для «Хонды» 1998 год было продано 37 895 автомобилей «Хонда CR-V». В 2000-м машину подвергли рестайлингу, а в 2001-м дебютировала абсолютно новая модель CR-V. С ней «Хонда» надеется покорить рубеж в 40 тысяч автомобилей ежегодно.
Больше и толще
Конечно, «Хонда CR-V» стала больше. По сравнению с предшественницей она подросла на 40 мм в длину и 30 в ширину. Колея и база не увеличились, но объем кузова заметно возрос благодаря более рациональной компоновке: салон как бы сдвинут вперед. Это стало возможным с новым двигателем и передней подвеской «Мак-Ферсон» вместо двойных поперечных рычагов — они позволили укоротить капот и отвоевать для водителя и пассажиров 48 мм. Поскольку абсолютный «прирост» «Хонды CR-V» невелик, она не сильно прибавила в массе — 30 кг по нынешним временам ерунда, особенно для машины с рейтингом пассивной безопасности «четыре звезды» по методике EuroNCAP.
«Паркетный» вседорожник просто обязан нравиться всем потенциальным покупателям: нарочитая грубость стиля тут не проходит, смелые эксперименты дизайнеров — тоже. «Хонда CR-V» стала одновременно более модной и солидной — образно говоря, повзрослела. Раскосые фары, более короткий и наклоненный капот, характерные пластиковые окантовки колесных арок — при стопроцентной узнаваемости автомобиль кажется больше, чем на самом деле. Традиционная «ступенька» поясной линии зрительно делает «Хонду» легче, особенно сзади.
Логическое продолжение внешности — интерьер. Здесь «Хонда CR-V» выгодно отличается от предыдущей модели. Помимо сидений, заметно прибавивших в размерах и удобстве, особого слова заслуживает консоль с простыми круглыми рукоятками и понятной символикой, нанесенной на их внутренние, неподвижные части. Оригинален вертикальный ручник, который в нерабочем положении «изображает» одну из ручек консоли. В варианте с навигационной системой верхнюю часть оккупирует внушительный многофункциональный дисплей, который, однако, плохо виден на ярком солнце. В более простых вариантах это место для аудиотехники (два посадочных гнезда стандарта DIN).
Голосую за «автомат»
Устроиться на водительском месте нетрудно — диапазон регулировок вполне соответствует не только японским, но и европейским фигурам. Руль не мешает видеть приборы — диапазон его регулировок также достаточен. А вот выбирать передачи торчащим из панели селектором автоматической трансмиссии неудобно: непривычна плоскость движения руки, а положения обозначены недостаточно четко — водителям разного роста рычаг виден под разным углом. Традиционное «американское» расположение на рулевой колонке и индикатор на панели приборов были бы предпочтительнее. К машине с механической коробкой передач такие претензии не возникают — четкие короткие ходы рычага не позволяют превратного толкования. Но к приводу сцепления надо привыкнуть: длинный ход педали, очень маленькое и почти равномерное по ходу усилие — не подарок активному водителю или новичку за рулем. Это первый повод выбрать «автомат».
Автоматическая трансмиссия лучше сочетается с общим имиджем «Хонды CR-V». Ведь сказать, что под капотом «взрывной» мотор, превращающий каждую поездку в квалификацию перед гонками, — значит покривить душой. Новая система бесступенчатого регулирования фаз газораспределения i-VTEC и переменный впускной трубопровод позволили добиться внушительных показателей мощности и крутящего момента при соблюдении экологических норм Евро IV. Но боевой характер остался в прошлом. Нет, претензий к мотору никаких, для своих двух литров он более чем хорош даже на небольших оборотах, прекрасно «крутится» далеко за 6000 об/мин, не досаждает шумом и вибрацией... но что-то не улавливаемое приборами покинуло его. Кто сказал, что у техники нет души? Словом, второй повод выбрать «автомат».
Шасси новой «Хонды CR-V» подверглось основательной проработке — чего только стоит новая передняя подвеска! Машина не стала от этого более «острой», но ведь и ее предшественница не отличалась демонстративной спортивностью. Зато комфорт подвески возрос — «Хонда CR-V» превосходно глотает не только мелкие неровности, но и солидные выбоины, отлично справляется с брусчаткой и шумосоздающей дорогой автополигона. Плотная, энергоемкая подвеска позволила также заметно уменьшить крены и обеспечила прекрасную устойчивость на большой скорости даже на неровном покрытии — «Хонда» вполне способна быстро ехать по российским «автобанам» и не сильно напрягать при этом водителя. Управляемость же в поворотах лучше оценить словом «надежная», не вдаваясь в тонкости. Это третий, окончательный повод выбрать автоматическую трансмиссию.
Половой вопрос
Как известно, одна из сильных сторон «Хонды CR-V» — плоский пол в салоне, благодаря которому увеличивается не только объем кузова, но и удобство посадки. Но у любой медали есть своя оборотная сторона. У пола это — днище. Оно тоже почти плоское, а потому трансмиссии, выпускной системе и топливному баку негде спрятаться от камней и жестких бугров между колеями. Бензобак хотя бы прикрыт трубчатой защитой, а выпускная система так же уязвима, как и на прежней машине. Желающим устроить себе «Кэмел Трофи» в выходные лучше сначала изучить прайс-лист на запчасти. Кто знает, может быть поэтому CR-V не красят в желтый цвет?
Впрочем, вернемся к другой стороне пола — багажнику, погрузочная высота которого теперь ниже на 120 мм. Сам багажник, естественно, стал больше. Но если объема все-таки не хватает, а все места заняты, можно подвинуть заднее сиденье вперед аж на 170 мм, если позволит комплекция пассажиров. Это делается раздельно для каждой из частей сиденья, которое теперь складывается не пополам, а в соотношении 40/60. Даже традиционный для «Хонды CR-V» складной столик в багажнике стал больше и выше — теперь сидеть за ним на пикнике намного удобнее.
* * *
Вместительный, стильный и комфортабельный автомобиль придется по вкусу многим, кто может выложить за него $30 900 — такова базовая цена. На фоне популярных конкурентов («Тойота RAV-4», «Ниссан X-трейл») новая «Хонда CR-V» выглядит очень достойно. Важно лишь помнить, что, подобно другим автомобилям этого класса, она не создана для экстремальных условий. Ее призвание — быть удобной. Всегда, в любую погоду.