«Да это же пепелац из «Кин-дза-дза!» — Нет, никакой это не пепелац, это ступа! — Кастрюля на колёсиках!» Примерно так отреагировала российская общественность на сообщение об испытаниях в Виржинии нового летательного аппарата. Тем временем, создатели говорят о гибриде вертолёта и самолёта, самом маневренном из беспилотных.
Мы уже, признаться, насмотрелись на всякие необитаемые аппараты, которые с завидным упорством американцы мастерят для своего Пентагона. Но увидеть такое, пожалуй, мало кто ожидал. Казалось, винт в кольце или пропеллер в барабане — давно пройденный этап. Вспомнить хотя бы летающую платформу Хиллера, от которой вояки отказались ещё в 1950-е, или же агрегат Сикорского (1992-1998), ну, и летающую крепость из 1960-х, наконец... Однако же вот.
В общем, корпорация Aurora Flight Science, функционирующая с 1989 года под чутким руководством своего президента Джона Лэнгфорда (John Langford), вроде как очень даже успешно испытала прототип аппарата GoldenEye («ЗолотойГлаз», был такой фильм про 007, да-да). Тест первый, машина недоделанная, готова полностью будет году к 2004-му. Но взлетела и, что немаловажно, приземлилась.
Надо сказать, что за 14 лет корпорация понаделала много чего летательного: и беспилотного, и пилотируемого, и для Земли, и для Марса. Все они собраны тут, выглядят почти все более-менее привычно и прилично. Это к тому, что пепелац в семье один. Далее непосредственно о нём родимом и его воздушном приключении.
Успешные испытания, надо понимать, означают, что GoldenEye, побывав в воздухе, остался цел. Траектория его полёта мало чем отличается от схемы движения лифта — вверх-вниз. В горизонтальное положение «Глаз» переходить в небе, как оно на самом деле задумано, и не пытался. Даже крылья на него не нацепили — рано, по всей видимости.
Всё же его усиленно позиционируют, как вертосамолёт с вертикальными взлётом и посадкой, да «нормальным» положением в воздухе. И в этом GoldenEye, между прочим, не одинок, а значит — не очень-то уникален. Короче говоря, действительное ещё заметно отличается от желаемого, но непохоже, чтоб Aurora Flight Science выдавала одно за другое.
Мы же попытаемся объединить планы с реальными достижениями и представить полную картину. При весе «судна» в 68 кг и росте метр семьдесят задуманная разработчиками максимальная скорость — аж 300 км/час, а дальность действия 800 км.
Главное отличие от подобных, по словам людей из «Авроры», это возможность долгое время парить над целью. Повторим — в этом у него среди беспилотных есть конкуренты. Что же касается миссий «Глаза», то это, прежде всего, разведка. Впрочем, и атакующей функции его никто лишать не собирается.
На себе агрегат готов везти 20,4 кг полезного груза , для которого уготовано пространство размером 10 x 18 x 43 см. В воздухе он может провести до 4 часов.
На какую высоту «Глаз» забрался во время первого полёта и сколько там смог продержаться — не сообщается.
Создатели замыслили, что GoldenEye управляется с земли дистанционно, но сможет эксплуатироваться в автономном режиме. И днём, и ночью.
Двигатель 38-сильный, старается не шуметь, вибрирует тоже не очень — всё это для того сделано, чтобы не оставлять акустических и инфракрасных следов.
Сам барабан с наружным диаметром 0,9 метра сделан из смеси графита со стекловолокном.
Размах крыльев, которые должны, по идее, быть закреплены не жёстко и быстренько поворачиваться во время перехода из вертикали в горизонталь компьютерной системой, 3 метра.
Разработчики, как это обычно бывает, пророчат своему чаду не только военную карьеру. Не исключено, говорят, что и у гражданских попользоваться «Глазом» возможность будет: полиция, спасатели, геологи и так далее.
Кстати, параллельно миниатюрная версия строится, в десять раз меньше. В «Авроре» от большого к малому пошли, как ни странно.
Что в итоге? Делать категоричные выводы, похоже, ещё рановато. Имел место только первый полёт (вот, кстати, фотографии), во время которого всех обещанных возможностей продемонстрировано не было.
Деньги у Aurora Flight Science, по всей видимости, имеются, команда в полтора десятка человек тоже. Посмотрим, что с пепелацем, то есть, э, со ступой, будет дальше.