Чарльз Джон Хаффем Диккенс (англ. Charles John Huffam Dickens, 1812—1870) — известный английский писатель, классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начала. Самые знаменитые романы Диккенса: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Николас Никльби», «Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», «Повесть о двух городах», «Наш общий друг», «Большие надежды», «Тайна Эдвина Друда».
Ханс Кристиан Андерсен познакомился с Чарльзом Диккенсом в 1847 году на аристократическом приеме в Лондоне. Двое писателей сразу понравились друг другу. Диккенс пригласил Андерсена на обед к себе домой. «Я был счастлив», — писал Ханс Кристиан после первой встречи с Диккенсом. Английский писатель подарил ему двенадцать томов своих сочинений с надписью: «Хансу Кристиану Андерсену от его друга и почитателя». Великий романист проводил Андерсена на пароход, когда тот покидал гостеприимные берега Англии. «Мне хотелось еще раз пожелать вам доброго пути!» — сказал он датскому писателю.
Около десяти лет переписывался Андерсен с Чарльзом Диккенсом, который называл его «товарищем по оружию» и приглашал погостить в его доме. Когда в 1857 году Андерсен снова приехал в Англию, он воспользовался приглашением Диккенса погостить в его загородном доме в графстве Кент. Датский сказочник восхищался Диккенсом-писателем и любил его как человека. В «Сказке моей жизни» он с восторгом описывал время, проведенное в доме Диккенсов.
Однако сам Диккенс и его жена были не так уж рады гостю, он часто приводил их в отчаяние своим неординарным поведением. Так однажды утром Диккенсы обнаружили его с газетой в руках, катающимся в слезах по лужайке перед домом. Оказалось, что в газете опубликовали нелестный отзыв о его книге. Диккенсу пришлось утешать коллегу и уговаривать не принимать критику так близко к сердцу. В другой раз Андерсен натер себе ужасные мозоли на ногах в итоге двухчасовой поездки в кэбе. «Будучи уверен, что кэбмен склонен к грабежу и убийству, он сложил деньги, часы, записную книжку, ножницы, пару книг, несколько рекомендательных писем и много чего еще к себе в ботинки», — рассказывал потом Диккенс. Предполагалось, что он пробудет в гостях не более недели. Но в итоге Андерсен задержался на пять недель. Когда Андерсен наконец уехал, Диккенс прикрепил к зеркалу в гостевой комнате карточку с надписью: «В этой комнате Ханс Кристиан Андерсен спал пять недель, которые показались семье ВЕЧНОСТЬЮ». На этом дружба двух писателей прекратилась. Некоторое время переписка между ними продолжалась, но вскоре прекратилась.
Биография Диккенса
Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута — Лэндпорте. Он был вторым ребенком из восьми детей Джона Диккенса (1785—1851) и Элизабет Диккенс, урожденной Барроу (1789—1863). Его отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота; в январе 1815 года был переведен в Лондон, в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля, даже когда семья вновь переехала в Лондон. Жизнь в столице была Джону Диккенсу не по средствам и привела его в 1824 году в долговую тюрьму. Чтобы помочь семье, Чарльз был вынужден работать на фабрике по производству ваксы Уоррена, где получал шесть шиллингов в неделю.
Спустя несколько месяцев, после смерти бабушки по отцовской линии, Джон Диккенс, благодаря полученному наследству, освободился из тюрьмы, получил пенсию в адмиралтействе и место парламентского репортера в газете, однако, по настоянию матери, Чарльз остался на фабрике. Спустя некоторое время он был определен в Wellington House Academy, где учился до марта 1827 года. В мае 1827 года Диккенс поступил в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком на 13 шиллингов в неделю, тогда же он начал изучать стенографию, готовя себя к деятельности газетного репортера. К ноябрю 1828 он стал независимым репортером суда Докторс-Коммонз. В начале 1832 он стал репортером «Парламентского зеркала» и «Тру сан». В 1833 году он начал писать очерки о жизни и характерных типах Лондона. Первый из них появился в «Мансли мэгэзин» в декабре 1833 года. В 1834-м Диккенс стал постоянным репортером «Морнинг кроникл».
В январе 1835 Дж. Хогарт, издатель «Ивнинг кроникл», попросил Диккенса написать ряд очерков о городской жизни. Ранней весной того же года Диккенс обручился с дочерью издателя Кэтрин Хогарт. 7 февраля 1836 года, к двадцатичетырехлетию Диккенса, все его очерки, в т. ч. несколько не публиковавшихся ранее произведений, вышли отдельным изданием под названием «Очерки Боза». Вскоре издатели Чапман и Холл предложили ему написать повесть в двадцати выпусках к комическим гравюрам известного карикатуриста Р. Сеймура. Диккенс вместо этого предложил написать о клубе чудаков. 2 апреля был издан первый выпуск «Записок Пиквикского клуба». Это был настоящий успех, к концу издания «Посмертных записок Пиквикского клуба» (выходившего с марта 1836 по ноябрь 1837) каждый выпуск расходился в количестве сорока тысяч экземпляров.
Диккенс, к тому времени уже женатый на Кэтрин, отказался от работы в «Кроникл» и возглавил новый ежемесячник «Альманах Бентли». Первый номер журнала вышел в январе 1837 года, за несколько дней до рождения первого ребенка Диккенса, Чарльза. В февральском номере появились первые главы «Оливера Твиста». Еще не закончив Оливера, Диккенс принялся за «Николаса Никльби» (апрель 1838 — октябрь 1839), очередной серии в двадцати выпусках для Чапмана и Холла. В этот период он написал также либретто комической оперы, два фарса и издал книгу о жизни знаменитого клоуна Гримальди.
В марте 1837 года Диккенс переехал в четырехэтажный дом по Даути-стрит, 48. Здесь родились его дочери Мэри и Кейт, и здесь же умерла его свояченица, шестнадцатилетняя Мэри, к которой он был очень привязан. В ноябре 1839-го Диккенс взял в аренду сроком на двенадцать лет дом № 1 на Девоншир-Террас. С ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение Диккенса в обществе. В 1837 он был избран членом клуба «Гаррик», в июне 1838 — членом знаменитого клуба «Атенеум».
В феврале 1839 года он отказался от работы в «Альманахе». В следующем году все его книги оказались сосредоточены в руках Чапмана и Холла, при содействии которых он начал издавать трехпенсовый еженедельник «Часы Мистера Хамфри», в котором были напечатаны «Лавка древностей» (апрель 1840 — январь 1841) и «Барнаби Радж» (февраль — ноябрь 1841). Затем, измученный обилием работы, Диккенс прекратил выпуск «Часов Мистера Хамфри».
В январе 1842 супруги Диккенс отплыли в Бостон, где многолюдная восторженная встреча положила начало триумфальной поездке писателя через Новую Англию в Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон и дальше — вплоть до Сент-Луиса. В 1843 году он написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Главная мысль повести — о необходимости великодушия и любви — пронизывает и последовавшие за ней «Колокола» (1844), «Сверчок за очагом» (1845), «Битва жизни» (1846) и «Одержимый» (1848).
В июле 1844 вместе с детьми, Кэтрин и ее сестрой Джорджиной Хогарт, которая теперь жила с ними, Диккенс отправился в Геную. Вернувшись в Лондон в июле 1845, он погрузился в заботы по основанию и изданию либеральной газеты «Дейли ньюс», однако издательские конфликты с ее владельцами вскоре заставили Диккенса отказаться от этой работы. Разочарованный Диккенс решил, что с этого времени его оружием в борьбе за реформы станут книги. В Лозанне он начал роман «Домби и сын», сменив издателей на Бредбери и Эванса.
В мае 1846-го Диккенс опубликовал вторую книгу путевых заметок, «Картинки из Италии». В 1849 Диккенс приступил к роману «Дэвид Копперфилд» (май 1849 — ноябрь 1850), который с самого начала имел огромный успех. В 1850 он начал издавать еженедельник ценою в два пенса — «Домашнее чтение». В нем содержалось легкое чтение, различные сведения и сообщения, стихи и рассказы. В числе авторов были Элизабет Гаскелл, Гарриет Мартино, Дж. Мередит, У. Коллинз, Ч. Левер, Ч. Рид и Э. Булвер-Литтон. «Домашнее чтение» сразу же стало популярным, его продажа достигала сорока тысяч экземпляров в неделю. В конце 1850 Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основали Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам. В конце 1851 семья Диккенса, в которой уже было восемь детей (один умер в младенчестве), а еще один, последний ребенок, должен был вот-вот родиться, переехала в более вместительный дом на Тэвисток-сквер, и писатель начал работу над «Холодным домом» (март 1852 — сентябрь 1853).
Бездействие правительства, плохое управление, коррупция, ставшая очевидной во время Крымской войны 1853—1856, наряду с безработицей, вспышками забастовок и голодными бунтами укрепили убежденность Диккенса в необходимости радикальных реформ. Он вступил в Ассоциацию административных реформ, а в «Домашнем чтении» продолжал писать критические и сатирические статьи; во время полугодового пребывания в Париже он наблюдал ажиотаж на биржевом рынке. Эти темы — помехи, создаваемые бюрократией, и дикая спекуляция — он отразил в «Крошке Доррит» (декабрь 1855 — июнь 1857).
Лето 1857 года Диккенс провел в Гэдсхилле, в старинном доме, которым любовался еще в детстве, а теперь смог приобрести. Его участие в благотворительных представлениях «Замерзшей пучины» У. Коллинза привело к кризису в семье. Годы неустанного труда писателя омрачались растущим осознанием неудачи его брака. Во время занятий театром Диккенс полюбил молодую актрису Эллен Тернан. Несмотря на клятвы мужа в верности, Кэтрин покинула его дом. В мае 1858, после развода, Чарльз-младший остался с матерью, а остальные дети — с отцом, на попечении Джорджины в качестве хозяйки дома. Диккенс с жаром принялся за публичные чтения отрывков из своих книг перед восторженными слушателями. Рассорившись с Брэдбери и Эвансом, занявшими сторону Кэтрин, Диккенс вернулся к Чапману и Холлу. Прекратив выпускать «Домашнее чтение», он весьма успешно начал издавать новый еженедельник «Круглый год», печатая в нем «Повесть о двух городах» (30 апреля — 26 ноября 1859), а затем «Большие надежды» (1 декабря 1860 — 3 августа 1861).
В 1860 году Диккенс продал дом на Тэвисток-сквер, и его постоянным жилищем стал Гэдсхилл. Он с успехом читал свои произведения публично по всей Англии и в Париже. Его последний законченный роман, «Наш общий друг», был напечатан в двадцати выпусках (май 1864 — ноябрь 1865). Здоровье писателя ухудшалось. Не обращая внимания на угрожающие симптомы, он предпринял еще ряд утомительных публичных чтений, а затем отправился в большое турне по Америке. Доходы от американской поездки составили почти 20 000 фунтов, но путешествие роковым образом сказалось на его здоровье. После короткого летнего отдыха он начал новое турне. Но в Ливерпуле в апреле 1869 после 74-го выступления его состояние ухудшилось, после каждого чтения почти отнимались левая рука и нога.
Несколько оправившись в тишине и покое Гэдсхилла, Диккенс начал писать «Тайну Эдвина Друда», планируя двенадцать ежемесячных выпусков, и убедил своего врача разрешить ему двенадцать прощальных выступлений в Лондоне. Они начались 11 января 1870; последнее выступление состоялось 15 марта. Эдвин Друд, первый выпуск которого появился 31 марта, был написан лишь до половины.
9 июня 1870 года пятидесятивосьмилетний Диккенс, изнуренный колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством неприятностей, скончался от инсульта в своем доме Гэдсхилл Плэйс, находящемся в деревне Хайэм. Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращен в настоящего бога английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880—1890-х затмила славу Байрона.
Портрет Чарльза Диккенса работы Даниэла Маклиса, 1839 год
Портрет Диккенса работы художника Фрэнсиса Александера, 1842 год
Чарльз Диккенс
Диккенс на фотографии Джеремайи Герни во время нью-йоркской поездки 1867—1868 гг.