Йенни Линд (швед. Jenny Lind), известная также под галлизированным именем Женни Линд или англизированным Дженни Линд, имя при рождении Юханна Мария Линд (швед. Johanna Maria Lind), 1820—1887) — шведская оперная певица, сопрано, прозванная «шведским соловьем», одна из самых известных певиц XIX века. Исполняла оперные партии в Швеции и по всей Европе, а в 1850-х годах совершила большой концертный тур по США. Член Шведской королевской музыкальной академии с 1840 года.
Йенни Линд родилась в стокгольмском районе Клара. Она была незаконнорожденной дочерью бухгалтера Никласа Йонаса Линда (1798—1858) и школьной учительницы Анн-Мари Феллборг (1793—1856). Мать Линд развелась со своим первым мужем, но отказывалась снова выйти замуж до его смерти в 1834 году. Родители Йенни поженились, когда ей было 14 лет. Когда Йенни было около 9 лет, ее пение случайно услышала горничная солистки Шведской Королевской оперы мадемуазель Лундберг. Пораженная необычным голосом девочки, она сообщила об этом Лундберг, которая устроила прослушивание и помогла Йенни поступить в актерскую школу Королевского драматического театра, где она училась у певца Карла Магнуса Крелиуса.
Линд с 10-летнего возраста стала выступать с вокальными номерами. Ее первой большой ролью была Агата в опере Вебера «Вольный стрелок» в постановке 1838 года в Шведской королевской опере. В 20 лет она уже состояла в Шведской королевской музыкальной академии и была придворной певицей короля Швеции и Норвегии. Ее голос был серьезно поврежден чрезмерным использованием и неподготовленной техникой пения, но ее карьеру спас учитель пения Мануэль Гарсия, под руководством которого она занималась в Париже с 1841 по 1843 год. После года занятий с Гарсией композитор Джакомо Мейербер, ранний и верный поклонник ее таланта, устроил для нее прослушивание в Парижской опере, но Линд не была принята. Она вернулась в Шведскую королевскую оперу, значительно улучшив свой профессиональный уровень. Линд также совершила гастрольную поездку по Дании.
В декабре 1844 года, благодаря влиянию Мейербера, Линд была приглашена исполнить заглавную роль в опере Винченцо Беллини «Норма» в Берлине. Успех был так велик, что Линд продолжала петь в Берлине на протяжении четырех месяцев, и за этим последовала серия приглашений в различные театры Германии и Австрии. В январе 1845 года Линд исполнила главную партию в опере Мейербера «Лагерь в Силезии», написанную для нее, но в связи с театральными интригами впервые исполненную Леопольдиной Тучек. Игнац Мошелес писал об одном из номеров «Лагеря в Силезии», ставшем визитной карточкой Линд: «Ее песня с двумя солирующими флейтами — это, пожалуй, самый невероятный шедевр бравурного пения, который можно услышать». В число горячих поклонников голоса Линд вошли Роберт Шуман, Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон. В репертуар Линд вошли заглавные партии в операх «Лючия ди Ламмермур» и «Мария ди Роган» Гаэтано Доницетти, «Сомнамбула» Беллини и «Весталка» Гаспаре Спонтини, а также Сюзанна в моцартовской «Свадьбе Фигаро», Адина в «Любовном напитке» Доницетти и Алиса в «Роберте-дьяволе» Мейербера. Уже с этого времени Линд получила прозвище «шведский соловей».
В декабре 1845 года, на следующий день после своего дебюта с оркестром Гевандхауса под управлением Мендельсона, она бесплатно спела на благотворительном концерте в пользу Фонда вдов оркестра. Щедрость певицы и ее постоянное участие в благотворительных проектах оставались ключевым аспектом ее карьеры и значительно повысили ее международную популярность даже среди людей, далеких от мира музыки.
После успешного сезона 1846/1847 в Вене, где ее окружали поклонники и чествовала императорская семья, Линд отправилась в Лондон и дебютировала там 4 мая 1847 года в итальянской версии «Роберта-дьявола» в присутствии королевы Виктории; на следующий день The Times написала: «Нам нередко случалось испытывать восторг по случаю премьерных выступлений, но мы можем с уверенностью сказать, и с нашим мнением согласятся несколько сотен подданных Ее Величества, что никогда не приходилось видеть такого энтузиазма, как тот, c каким был встречен вчера вечером дебют мадемуазель Дженни Линд». В июле 1847 года Линд выступила в мировой премьере оперы Джузеппе Верди «Разбойники» в Театре Ее Величества, дирижировал композитор. В течение последующих двух сезонов Линд оставалась виднейшей примадонной лондонской оперной сцены, появляясь в большинстве стандартных партий сопранового репертуара. В начале 1849 года, еще до своего тридцатилетия, Линд объявила о своем уходе из оперы, выступив в последний раз 10 мая 1849 года, снова в «Роберте-дьяволе» и снова в присутствии королевы и членов королевской семьи.
В 1849 году к Линд обратился крупнейший американский антрепренер Финеас Барнум с предложением совершить поездку по Соединенным Штатам Америки на срок более года. Линд выставила весьма высокие финансовые требования, имея в виду крупные пожертвования на благотворительность (прежде всего в фонд бесплатного школьного образования в ее родной Швеции), но Барнум в итоге согласился принять их. Вместе с баритоном Джованни Беллетти (для исполнения дуэтов) и Юлиусом Бенедиктом в качестве пианиста, аранжировщика и дирижера Линд отплыла в Америку в сентябре 1850 года. Предварительная реклама Барнума сделала ее знаменитостью еще до того, как она приехала в США: билеты на некоторые из ее концертов пользовались таким спросом, что Барнум продал их с аукциона. Ажиотаж был настолько велик, что американская пресса окрестила его «Линдоманией».
После Нью-Йорка группа Линд с неизменным успехом гастролировала по восточному побережью Америки, а затем посетила Кубу, южные штаты США и Канаду. В рамках антрепризы Барнума Линд дала 93 концерта в Америке, на которых заработала около 350 000 долларов, при этом прибыль Барнума составила не менее 500 000 долларов. К началу 1851 года в связи с недовольством агрессивной рекламой Барнума Линд расторгла договор с ним, сохранив, однако, добрые отношения, и продолжила гастроли, управляя их организацией самостоятельно. Турне продлилось до мая 1852 года. Бенедикт в 1851 году вернулся в Англию, и Линд пригласила на его место Отто Гольдшмидта, за которого 5 февраля 1852 года в Бостоне вышла замуж, после чего не только в частной жизни, но и в профессиональном качестве подписывалась фамилией Линд-Гольдшмидт.
Вернувшись из США, Линд с супругом провела три года в Дрездене, а с 1855 года обосновалась в Англии. В браке с Отто Гольдшмитом Йенни родила троих детей: Валтера Отто в сентябре 1853 года в Германии, Дженни Марию Катерину в марте 1857 года, и Ернеста Свенда Давида в январе 1861-го в Англии. Линд отказывалась от всех предложений вернуться на оперную сцену, однако изредка выступала в концертах — в частности, появившись в 1856 году как участница британской премьеры оратории Роберта Шумана «Рай и пери», в 1858 году приезжала с выступлениями в Польшу. В 1870 году она участвовала в исполнении оратории «Руфь», написанной ее мужем. В последний раз Линд пела на благотворительном концерте в 1883 году.
В 1882 году, с основанием Королевского колледжа музыки, Линд заняла должность профессора вокала. По ее настоянию образование вокалистов включало достаточно широкий круг дисциплин, вплоть до освоения иностранных языков.
Йенни Линд умерла в ноябре 1887 года в Мальверне, Великобритания, от рака. Ее похоронили на кладбище Мальверна под звуки похоронного марша Шопена.
Память о Линд увековечена в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства в Лондоне, где традиционно осуществляют захоронение и увековечение поэтов, драматургов и писателей. Мемориал в Уголке поэтов был открыт 20 апреля 1894 года. Существует также мемориальная доска, посвященная Линд, в Болтонс, Кенсингтон, Лондон, и синяя мемориальная доска на 189 Old Brompton Road, Лондон, SW7, которая была установлена в 1909 году. Линд отмечена в музыке, на экране и даже на банкнотах. Шведские банкноты номиналом 50 крон в выпуске 1996 и 2006 годов имеют портрет Линд на лицевой стороне.
В честь певицы названы остров Дженни Линд в Канаде, локомотив Дженни Линд и клипер USS Nightingale. В ее честь австралийская шхуна была названа Дженни Линд. В 1857 году шхуна потерпела крушение в ручье на побережье Квинсленда; ручей был соответственно назван Дженни Линд Крик. Бронзовая статуя сидящей Дженни Линд работы Эрика Рафаэля-Радберга, освященная в 1924 году, находится в районе Фрамнес на острове Юргорден в Стокгольме.
В Великобритании, в Норидже, Гольдшмидтом создан лазарет для детей, названный в ее честь. В этом же городе есть парк Дженни Линд. В честь Линд в кампусе университета Вустер-Сити названа часовня. В честь нее названы отель и паб в Старом городе Гастингса, Восточный Суссекс. В больнице округа Херефорд есть психиатрическое отделение, названное в честь Дженни Линд. В ее честь назван район в Глазго.
В США в честь Линд названы улицы в Амелии, штат Огайо; Форт Смит, Арканзас; Нью-Бедфорд, Массачусетс; Тонтон, Массачусетс; Маккиспорт, Пенсильвания; Норт-Истон, Массачусетс; Норт-Хайлендс, Калифорния и Стэнхоуп, Нью-Джерси. В ее честь названы начальная школа в Миннеаполисе, штат Миннесота, и башня Дженни Линд, каменная башня в Норт-Труро, штат Массачусетс. В Андовере, штат Иллинойс, есть часовня Дженни Линд. Комната Дженни Линд в Американско-шведском историческом музее посвящена ей и длительным последствиям ее широкой популярности в Америке. Боинг 737—8JP компании Norwegian Air Lines, регистрационный номер LN-DYG, зовется Дженни Линд, и у него на хвосте размещен портрет Линд.