Вернуться к Круг общения

Йенни Линд

Йенни Линд (швед. Jenny Lind), известная также под галлизированным именем Женни Линд или англизированным Дженни Линд, имя при рождении Юханна Мария Линд (швед. Johanna Maria Lind), 1820—1887) — шведская оперная певица, сопрано, прозванная «шведским соловьем», одна из самых известных певиц XIX века. Исполняла оперные партии в Швеции и по всей Европе, а в 1850-х годах совершила большой концертный тур по США. Член Шведской королевской музыкальной академии с 1840 года.

Йенни Линд родилась в стокгольмском районе Клара. Она была незаконнорожденной дочерью бухгалтера Никласа Йонаса Линда (1798—1858) и школьной учительницы Анн-Мари Феллборг (1793—1856). Мать Линд развелась со своим первым мужем, но отказывалась снова выйти замуж до его смерти в 1834 году. Родители Йенни поженились, когда ей было 14 лет. Когда Йенни было около 9 лет, ее пение случайно услышала горничная солистки Шведской Королевской оперы мадемуазель Лундберг. Пораженная необычным голосом девочки, она сообщила об этом Лундберг, которая устроила прослушивание и помогла Йенни поступить в актерскую школу Королевского драматического театра, где она училась у певца Карла Магнуса Крелиуса.

Линд с 10-летнего возраста стала выступать с вокальными номерами. Ее первой большой ролью была Агата в опере Вебера «Вольный стрелок» в постановке 1838 года в Шведской королевской опере. В 20 лет она уже состояла в Шведской королевской музыкальной академии и была придворной певицей короля Швеции и Норвегии. Ее голос был серьезно поврежден чрезмерным использованием и неподготовленной техникой пения, но ее карьеру спас учитель пения Мануэль Гарсия, под руководством которого она занималась в Париже с 1841 по 1843 год. После года занятий с Гарсией композитор Джакомо Мейербер, ранний и верный поклонник ее таланта, устроил для нее прослушивание в Парижской опере, но Линд не была принята. Она вернулась в Шведскую королевскую оперу, значительно улучшив свой профессиональный уровень. Линд также совершила гастрольную поездку по Дании.

В декабре 1844 года, благодаря влиянию Мейербера, Линд была приглашена исполнить заглавную роль в опере Винченцо Беллини «Норма» в Берлине. Успех был так велик, что Линд продолжала петь в Берлине на протяжении четырех месяцев, и за этим последовала серия приглашений в различные театры Германии и Австрии. В январе 1845 года Линд исполнила главную партию в опере Мейербера «Лагерь в Силезии», написанную для нее, но в связи с театральными интригами впервые исполненную Леопольдиной Тучек. Игнац Мошелес писал об одном из номеров «Лагеря в Силезии», ставшем визитной карточкой Линд: «Ее песня с двумя солирующими флейтами — это, пожалуй, самый невероятный шедевр бравурного пения, который можно услышать». В число горячих поклонников голоса Линд вошли Роберт Шуман, Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон. В репертуар Линд вошли заглавные партии в операх «Лючия ди Ламмермур» и «Мария ди Роган» Гаэтано Доницетти, «Сомнамбула» Беллини и «Весталка» Гаспаре Спонтини, а также Сюзанна в моцартовской «Свадьбе Фигаро», Адина в «Любовном напитке» Доницетти и Алиса в «Роберте-дьяволе» Мейербера. Уже с этого времени Линд получила прозвище «шведский соловей».

В декабре 1845 года, на следующий день после своего дебюта с оркестром Гевандхауса под управлением Мендельсона, она бесплатно спела на благотворительном концерте в пользу Фонда вдов оркестра. Щедрость певицы и ее постоянное участие в благотворительных проектах оставались ключевым аспектом ее карьеры и значительно повысили ее международную популярность даже среди людей, далеких от мира музыки.

После успешного сезона 1846/1847 в Вене, где ее окружали поклонники и чествовала императорская семья, Линд отправилась в Лондон и дебютировала там 4 мая 1847 года в итальянской версии «Роберта-дьявола» в присутствии королевы Виктории; на следующий день The Times написала: «Нам нередко случалось испытывать восторг по случаю премьерных выступлений, но мы можем с уверенностью сказать, и с нашим мнением согласятся несколько сотен подданных Ее Величества, что никогда не приходилось видеть такого энтузиазма, как тот, c каким был встречен вчера вечером дебют мадемуазель Дженни Линд». В июле 1847 года Линд выступила в мировой премьере оперы Джузеппе Верди «Разбойники» в Театре Ее Величества, дирижировал композитор. В течение последующих двух сезонов Линд оставалась виднейшей примадонной лондонской оперной сцены, появляясь в большинстве стандартных партий сопранового репертуара. В начале 1849 года, еще до своего тридцатилетия, Линд объявила о своем уходе из оперы, выступив в последний раз 10 мая 1849 года, снова в «Роберте-дьяволе» и снова в присутствии королевы и членов королевской семьи.

В 1849 году к Линд обратился крупнейший американский антрепренер Финеас Барнум с предложением совершить поездку по Соединенным Штатам Америки на срок более года. Линд выставила весьма высокие финансовые требования, имея в виду крупные пожертвования на благотворительность (прежде всего в фонд бесплатного школьного образования в ее родной Швеции), но Барнум в итоге согласился принять их. Вместе с баритоном Джованни Беллетти (для исполнения дуэтов) и Юлиусом Бенедиктом в качестве пианиста, аранжировщика и дирижера Линд отплыла в Америку в сентябре 1850 года. Предварительная реклама Барнума сделала ее знаменитостью еще до того, как она приехала в США: билеты на некоторые из ее концертов пользовались таким спросом, что Барнум продал их с аукциона. Ажиотаж был настолько велик, что американская пресса окрестила его «Линдоманией».

После Нью-Йорка группа Линд с неизменным успехом гастролировала по восточному побережью Америки, а затем посетила Кубу, южные штаты США и Канаду. В рамках антрепризы Барнума Линд дала 93 концерта в Америке, на которых заработала около 350 000 долларов, при этом прибыль Барнума составила не менее 500 000 долларов. К началу 1851 года в связи с недовольством агрессивной рекламой Барнума Линд расторгла договор с ним, сохранив, однако, добрые отношения, и продолжила гастроли, управляя их организацией самостоятельно. Турне продлилось до мая 1852 года. Бенедикт в 1851 году вернулся в Англию, и Линд пригласила на его место Отто Гольдшмидта, за которого 5 февраля 1852 года в Бостоне вышла замуж, после чего не только в частной жизни, но и в профессиональном качестве подписывалась фамилией Линд-Гольдшмидт.

Вернувшись из США, Линд с супругом провела три года в Дрездене, а с 1855 года обосновалась в Англии. В браке с Отто Гольдшмитом Йенни родила троих детей: Валтера Отто в сентябре 1853 года в Германии, Дженни Марию Катерину в марте 1857 года, и Ернеста Свенда Давида в январе 1861-го в Англии. Линд отказывалась от всех предложений вернуться на оперную сцену, однако изредка выступала в концертах — в частности, появившись в 1856 году как участница британской премьеры оратории Роберта Шумана «Рай и пери», в 1858 году приезжала с выступлениями в Польшу. В 1870 году она участвовала в исполнении оратории «Руфь», написанной ее мужем. В последний раз Линд пела на благотворительном концерте в 1883 году.

В 1882 году, с основанием Королевского колледжа музыки, Линд заняла должность профессора вокала. По ее настоянию образование вокалистов включало достаточно широкий круг дисциплин, вплоть до освоения иностранных языков.

Йенни Линд умерла в ноябре 1887 года в Мальверне, Великобритания, от рака. Ее похоронили на кладбище Мальверна под звуки похоронного марша Шопена.

Память о Линд увековечена в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства в Лондоне, где традиционно осуществляют захоронение и увековечение поэтов, драматургов и писателей. Мемориал в Уголке поэтов был открыт 20 апреля 1894 года. Существует также мемориальная доска, посвященная Линд, в Болтонс, Кенсингтон, Лондон, и синяя мемориальная доска на 189 Old Brompton Road, Лондон, SW7, которая была установлена в 1909 году. Линд отмечена в музыке, на экране и даже на банкнотах. Шведские банкноты номиналом 50 крон в выпуске 1996 и 2006 годов имеют портрет Линд на лицевой стороне.

В честь певицы названы остров Дженни Линд в Канаде, локомотив Дженни Линд и клипер USS Nightingale. В ее честь австралийская шхуна была названа Дженни Линд. В 1857 году шхуна потерпела крушение в ручье на побережье Квинсленда; ручей был соответственно назван Дженни Линд Крик. Бронзовая статуя сидящей Дженни Линд работы Эрика Рафаэля-Радберга, освященная в 1924 году, находится в районе Фрамнес на острове Юргорден в Стокгольме.

В Великобритании, в Норидже, Гольдшмидтом создан лазарет для детей, названный в ее честь. В этом же городе есть парк Дженни Линд. В честь Линд в кампусе университета Вустер-Сити названа часовня. В честь нее названы отель и паб в Старом городе Гастингса, Восточный Суссекс. В больнице округа Херефорд есть психиатрическое отделение, названное в честь Дженни Линд. В ее честь назван район в Глазго.

В США в честь Линд названы улицы в Амелии, штат Огайо; Форт Смит, Арканзас; Нью-Бедфорд, Массачусетс; Тонтон, Массачусетс; Маккиспорт, Пенсильвания; Норт-Истон, Массачусетс; Норт-Хайлендс, Калифорния и Стэнхоуп, Нью-Джерси. В ее честь названы начальная школа в Миннеаполисе, штат Миннесота, и башня Дженни Линд, каменная башня в Норт-Труро, штат Массачусетс. В Андовере, штат Иллинойс, есть часовня Дженни Линд. Комната Дженни Линд в Американско-шведском историческом музее посвящена ей и длительным последствиям ее широкой популярности в Америке. Боинг 737—8JP компании Norwegian Air Lines, регистрационный номер LN-DYG, зовется Дженни Линд, и у него на хвосте размещен портрет Линд.