Вернуться к Круг общения

Кнуд Люне Рабек

Кнуд Люне Рабек (дат. Knud Lyne Rahbek) (1760—1830) — датский литературовед, критик, прозаик, поэт и редактор. Профессор эстетики и датской литературы в копенгагенском университете, ректор (1826—1827). Член Королевского театрального совета. Издавал журналы «Минерва» (1785—1808) и «Датский зритель» (1791—1806), покровительствовал начинающим литературным талантам, в частности писателю Адаму Готлобу Эленшлегеру. Именно Рабек в 1822 году взял на себя инициативу добиться для юного талантливого автора пьес Ханса Кристиана Андерсена королевской стипендии на обучение.

Родился Кнуд Люне Рабек 18 декабря 1760 года в семье таможенного инспектора. В молодости пробовался на роль актера в Датском королевском театре, но из-за своей внешности его не выбрали. Занялся литературной деятельностью. Он начинал как драматург, написав серию относительно успешных пьес, в первую очередь пользовавшуюся успехом пьесу «День Дарси» («Den unge Darcy», 1780), имевшую успех.

В 1782 году Рабек отправился в Германию, потом жил в Париже. По возвращении в Копенгаген в 1785 году основал журнал «Минерва» («Minerva»), оказавший большое влияние на датскую литературу, в 1791 году стал издавать «Датский зритель» («Den danske Tilskuer»), где в шутливой форме говорилось о политике, литературе и других вопросах. Рабек быстро стал одним из самых выдающихся ораторов по вопросам культуры, а благодаря своей работе в качестве издателя и редактора он был одним из главных представителей датского умеренного просвещения.

В 1782 году Рабек написал работу по теории актерского мастерства «Письма старого актера своему сыну» (Breve fra en gammel Skuespiller til hans son), которая принесла ему известность. В ней он особенно подчеркивает любовь Дени Дидро к смеси морализаторства и натурализма в пьесах. Рабек особенно известен в Дании своими застольными песнями. Кроме этого, совместно с Нирупом и В.Г. Абрагамсоном в 1812—1814 годах он издал 5-томное собрание старинных народных датских песен «Udwaigte danske Viser fra Middelalderen». Большим успехом пользовались сентиментальные рассказы Рабека: «Samlede Fortӓllinger» (1804—1814) и «Nordiske Fortӓllinger» (1819—1821). Рабек был одним из самых выдающихся литературных критиков Дании, пишущих по вопросам культуры. В течение целого поколения К. Рабек играл в датской литературе роль ведущего критика.

В 1790 году Рабек стал профессором эстетики в университете Копенгагена. В 1799 году ушел из университета и стал учителем истории в частном институте. В 1805 году возглавил начальную школу театрального училища, в 1809 году стал членом театрального управления. В 1816 году он возобновил свою профессуру по эстетике в университете. Вместе с библиотекарем и ученым Расмусом Ньерупом он основал датское исследование истории литературы, опубликовав работу «Вклад в обзор искусства поэзии в Дании» (Bidrag til en oversigt over den danske Digtekonst) в 5 томах (1800—1828).

В 1798 году Рабек женился на Карен Маргрет Хегер, хозяйке литературного салона и деятеле искусств. Салон в их доме Баккехусет (бывшей гостинице XVII века во Фредериксберге, пригороде Копенгагена) стал культурным центром и местом встреч писателей Золотого века Дании и считался салоном для среднего класса, в отличие от более аристократичных салонов Фридерики Брун и Шарлотты Шиммельманн. Среди гостей салона были Ханс Кристиан Андерсен, Петер Олуф Брэндштед, Поуль Мартин Меллер, Николай Фредерик Северин Грундтвиг, Бернхард Северин Ингеманн, Йохан Людвиг Гейберг, Адам Готлоб Эленшлегер, Иенс Баггесен и Софи Эрстед. Камма Рахбек поддерживала дружбу с писателями романтизма, а ее муж — с моралистами. Дом Баккехусет, который был салоном Рабеков, теперь стал музеем.

Кнуд Люне Рабек оставил автобиографию: «Erindringer af mit Liv» (1824—1829). Умер 22 апреля 1830 года в Копенгагене.