Вернуться к Дороже жемчуга и злата

Действие второе

Полутемное подземелье со сводами, изукрашенными позолотой; на первом плане две огромные порфировые вазы, наполненные золотыми монетами, жемчугом и драгоценными камнями. Затем стоят в ряд семь постаментов; на шести из них красуются статуи с надписями: «луидоры», «соверены» и т. д. Седьмой постамент покрыт белым атласом, и на нём лежит свиток пергамента. Слышится тихая музыка.

Явление 1-е

Элимар и Домовой (спускаются по лестнице).

Домовой. Сюда!

Элимар. Не сон ли это? Что это, пещера Алладина? Что за блеск! Блестят и стены, и пол, и статуи! Жемчуг, золото!.. (схватывает золотой). Нет, я не во сне; это наяву! И все эти сокровища мои?

Домовой (кивает головой).

Элимар. Голова кружатся! (читает надписи:) Луидоры, соверены, цехины, жемчуг и золото!

Домовой. Да, вот так копилки! (открывает один из постаментов).

Элимар. А одной статуи не достает!.. Что это? Свиток! (берет и развертывает его). Рука моего отца! (читает).

«Мой милый сын! Сокровищ этих груды —
И злато, и жемчуг, и изумруды,
И статуи тебе я эти завещал!
Шесть раз я от владыки духов получал
По статуе одной, к нему в обитель
Воздушную являясь. Покровитель
Он ныне также твой. Благоразумен будь
И в поиски за статуей седьмою в путь
Отправься! Всё, чем жизнь богата,
Ничто пред ней! То — чудо из чудес,
То самый драгоценный дар небес,
Дороже жемчуго́в и злата!»

Домовой. Дороже жемчугов и злата!

Элимар. Дороже! Какие же обрету я еще сокровища! И всё это не сон, не мечта?!

Домовой. Действительность!

Элимар. Вчера я был нищий, сегодня я крез!.. Но что это за седьмая статуя, дороже жемчуга и золота? И где искать ее?

Домовой. Это ведает лишь сам владыка духов!

Элимар. Душу мою охватывает какое-то смутное желание! Я хочу найти эту статую! А как хороши и эти! Одна мраморная, другая золотая!..

Домовой. А эта, гляди, из цельного алмаза!

Элимар. Но седьмая, которой не достает здесь, еще лучше, еще драгоценнее! «Дороже жемчуго́в и злата»! Ах, зачем я не могу сейчас повергнуться перед троном повелителя духов! Меня снедает не жажда золота, не алчность скряги, нет, более высокое чувство, стремление к чему-то высшему, лучшему! И неужели мне не поможет какой-нибудь добрый гений?

Домовой. Я!

Элимар. Ты? Да, да, ты! Ты можешь и хочешь! Ты открыл мне это подземелье, указал мне все эти сокровища! Веди же меня к царю духов!

Домовой. Не так-то это просто! Это длинная история! Вот она тут напечатана, — читай! Это рескрипт от шестого сего июня (сует ему бумагу).

Элимар (читает). «Я, владыка духов, утомленный беспрерывными докучными жалобами и просьбами недостойных смертных, сим объявляю, что с этих пор ни один смертный не дерзает являться в мой дворец без входного билета — пера из хвоста птицы-Феникс, содержащейся в золотой клетке, в стране Обезьян». — А где эта страна? Ты будешь моим путеводителем? Далеко она отсюда?

Домовой. И далеко, и близко, смотря по тому, как кому кажется. Ну да по железной дороге живо домчимся!

Явление 2-е

Те же и Генрик (спускается по лестнице). Затем Грета.

Генрик. Батюшки! Отцы родные! Да мы, никак, в музей Торвальдсена угодили! Грета! Иди сюда!

Грета (сверху). Не темно ли там?

Генрик. Как на седьмом небе!

Элимар. Что тебе нужно? Зачем ты кричишь?

Генрик. Ах! Барин! (читает надписи:) «Дукаты, соверены»... Ого-го! Да что это, мерещится мне что ли?

Грета (спускается). Что это?!

Элимар. Смирно! Эти сокровища достались мне в наследство от отца. Но пока об этом молчок! Я должен сначала совершить одну поездку. Я скоро вернусь, и тогда мы все заживем на славу!

Домовой. Сейчас я разобью один орех, и у нас будет железная дорога! (бросает орех об стену; стена раскрывается, и в отверстие виден бесконечный туннель, освещенный огоньками).

Грета. Ах! (падает в обморок).

Домовой. Вот и паровоз, вот и вагон! Возьми с собой Генрика! Я не могу быть и тут, и там. (Из туннеля показывается паровоз и вагон).

Генрик. Ах, Господи! Грете дурно! Грета, Греточка!

Грета. Ох! Я еще не привыкла к колдовству! Это в первый раз, ведь!

Элимар. Отправляйся наверх! Не бойся! Генрик поедет со мной! Тебе же я оставляю все ключи от дома. Я полагаюсь на твою верность!

Генрик. Больше, чем я! Ах, барин! Далеко ли поедем-то? Позвольте хоть попрощаться-то с ней хорошенько!

Домовой (дает свисток). All right!

Элимар. Скорее, Генрик! За мной! А ты, Грета, подымись наверх и запри хорошенько люк. Да смотри, не спускайся сюда без нас, не то как раз превратишься в такую же статую! Прощай! (вскакивает в вагон).

Грета. Ой! Только бы мне выбраться отсюда! Ой! Ноженьки подламываются! Генрик, не уезжай! Не езди туда в эту тьму, — там нечисто!

Генрик. Это всё — высшая магия! Старый барин ею кормился, молодой пойдет по той же дорожке! А за ним и я! Ты моя третья жизнь, Греточка, но если уж дело коснется моего барина, так я продам и тебя — хоть за алтын!

Грета. Помоги мне выбраться отсюда, Генрик! Куда вы едете?

Генрик. Не знаю, Греточка! Пожалуй, дальше Роскильде!1 (Раздается звонок).

Элимар (из вагона). Живо!

Генрик. Прощай, Грета! Дай мне поскорее чистое белье: две рубашки и хоть одну фуфайку; меньше уж нельзя!

Грета (подымаясь по лестнице). Прощай, прощай!

Генрик. Прощай! Прощай! Две рубашки и фуфайку!

Элимар. Скорее!

Генрик. Ах, барин! Да, ведь, это же экстренный поезд, для вас одних, так можно и помедлить чуточку! Даже обыкновенный поезд, и тот всегда на четверть часика задерживают, если много багажа. (прыгает в вагон; оркестр играет железнодорожный галоп. Домовой дает свисток; Генрик высовывается из окна и кричит еще раз:) Две рубашки и фуфайку! (Поезд трогается.)

Явление 3-е

Комната наверху.

Грета (с маленьким саквояжем в руках). Ну вот, тут всё, и рубашки, и фуфайки! Генрик! Где же дыра? (подходит к люку; оттуда вдруг вырывается пламя, раздается гром, и люк закрывается). Ай! Я умру от страха! Все эти штуки просто уходят меня! И буду я служить у такого господина, который летит этак прямо во внутрь земли да еще увозит от меня моего жениха? Ох, не увижу я его больше! Никогда! Подумайте, как долго! Ну, зато, если вернутся они, таким обедом их угощу — объеденье! Стряпать-то я мастерица!

Явление 4-е

Страна Обезьян.

(Большая, освещенная зала. Посреди её возвышение; на нём золотая клетка, в которой сидит птица-Феникс. Раздается соло на виолончели: вариации на темы из Лючии, выражающие тоску пленницы. Входят лесовладелец и его сын; оба, как и все остальные жители страны Обезьян, элегантно одеты по самой последней моде и с виду вполне похожи на людей. Выдают их только обезьяньи лица, да — в минуты забывчивости — ухватки.)

Сын. Ах, папа! Слушай, слушай! Совсем, как у нас в лесу, когда я прыгал там, словно дикий котенок!

Лесовладелец. Charmant!.. А что ты сказал, сынок? (кланяется птице).

Сын. Какая прелесть!

Лесовладелец. Ужасно ты торопишься с своим восхищением! Никто еще не высказался! Мы чересчур рано явились. Глупо! Никого, кроме нас (смотрит на сына). Голову прямо! Шляпу держать так, чтобы видна была белая подкладка! А правую перчатку вот так! Кланяться или низко, очень низко, или только одним кивком. Отлично! Слышишь? Кареты подъезжают! Здесь будет сегодня всё высшее общество! — А, мое почтение!

Явление 5-е

Те же, «Её Милость» — хозяйка дома; господин и дама; затем другие знатные гости; дама в сопровождении кормилицы, держащей на руках ребенка; первый вельможа, второй вельможа, художник, пианист Мас, Генрик, Элимар и другие.

Все (обмениваясь между собой поклонами и рукопожатиями). «Bonsoir!» «Bonsoir!» «Madame!» «Monsieur!» «O, quel plaisir!» «Que je suis heureux!»

Первый вельможа (Её Милости). Позвольте представить вам, Ваша Милость, нашего знаменитого живописца!

Второй вельможа. А я привел пианиста Маса! Он играет сломанною кистью!

Знатный гость (вводит Элимара и Генрика). Вот два иностранца — из Копенгагена! Сразу видно по платью!

Генрик. Ишь, попка-то какой!

Элимар. Осторожнее!

Дама (глядя на них). Из Копенгагена? (соседу). Где это Копенгаген?

Сосед. Сейчас посмотрю! У меня всегда справочная книжка с собою, — карманная! (перелистывает книгу).

Её Милость (громко). Пианист Мас...

Все. Charmant!

Её Милость. Сыграет сейчас польку!

(Пианист Мас размашисто подходит к фортепиано, садится, широко бросает руки на клавиши и начинает играть. Художник раскладывает перед кружком гостей свою папку с рисунками; старые дамы обмахиваются веерами, молодые трещать. Четверо молоденьких обезьян танцуют польку.)

Элимар. А я под шумок подкрадусь к птице и, улучив минутку, выдерну у неё из хвоста перышко! (подходит к клетке).

Генрик (одной молоденькой обезьянке). Ваша улыбка, ваша грация сводят меня с ума! На всём пути, от самого Копенгагена, не встречал такой красотки. (Элимар подкрадывается в это время к клетке, тихонько открывает дверцу, протягивает туда руку, и птица садится ему на руку. В тоже мгновение раздается удар грома, и Элимар вместе с клеткой и птицей проваливаются. Все в ужасе.)

Все. О, ужас! Птицу-Феникс похитили! (бросаются к Генриху). Дерзкий! Горе тебе! О, ужас! Что теперь будет!

Генрик (в то же время). О, горе! Меня убьют! Барин, помогите! Ай-ай! Что со мною? (превращается в обезьяну; в ту же минуту появляется домовой, схватывает его за руку, дает свисток, и оба проваливаются при блеске молний и ударах грома. Общая сумятица)

Примечания

1. Город в 30 верстах от Копенгагена. Примеч. перев.